Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Триплет РНК ЦАА кодирует только аминокислоту глицин, ЦГА — только аргинин. Это свойство генетического кода называется:
Для увеличения количества вариантов исходного материала искусственным путем в селекции растений применяют:
Популяцию составляют:
Определите вещество секрета пищеварительных желез человека:
является ферментом класса гидролаз, расщепляет белки и пептиды до более простых пептидов и свободных аминокислот; оптимальной для работы является кислая среда.
Организм, передвижение которого осуществляется при помощи ресничек, изображен на рисунке:
Расщепление жиров до углекислого газа и воды является примером реакции:
Для большинства млекопитающих характерны признаки:
а — развита мигательная перепонка
б — по легочным венам течет артериальная кровь
в — голосовые связки расположены в нижней части трахеи
г — череп подвижно соединен с позвоночником
д — кора больших полушарий с бороздами и извилинами
У сосны обыкновенной:
Укажите природный комплекс, имеющий в Беларуси статус национального парка:
Укажите макроэлемент, который в составе анионов участвует в поддержании буферных свойств внутренней среды организма:
Размножение животных обеспечивает система органов:
У лягушки озерной:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Организм, изображенный на гербе городского поселка Россоны (см. рис.), относится к царству:
Выберите признаки, характерные для структурного элемента нефрона, обозначенного на рисунке цифрой 1:
а) из него моча поступает в почечную лоханку; б) оплетен первичными капиллярами;
в) содержит конечную мочу; г) обеспечивает фильтрацию плазмы крови.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лук
2) мукор
3) клевер
4) полынь
5) кладония
6) земляника
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Выберите два примера комбинативной изменчивости:
1) получение нового сорта картофеля с увеличенным набором хромосом
2) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
3) изменение окраски шерсти кролика под влиянием различных температур
4) рождение ребенка с IV группой крови у родителей со II и III группами крови
5) появление цветков с лепестками розового цвета у ночной красавицы при скрещивании растений, имеющих красные и белые цветки
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Цис-Тир-Фен-Гли-Асн-Цис-Про-Арг-Гли.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Выберите два признака, которые являются общими для инфузории туфельки и эвглены зеленой:
1) являются одноклеточными
2) обитают в пресных водоемах
3) половой процесс — конъюгация
4) наличие светочувствительного глазка — стигмы
5) чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 64 потомка, среди которых 4 черных цыпленка без хохла, 8 — пестрых без хохла, 12 — белых хохлатых. Сколько черных хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) бобр
2) сельдь
3) тетерев
4) лягушка
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Укажите три верных утверждения:
1) термин «биосфера» ввел Э. Зюсс;
2) явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников;
3) трехмерную модель структуры ДНК разработал К. А. Тимирязев;
4) закон гомологических рядов наследственной изменчивости сформулировал А. Левенгук;
5) дополнил клеточную теорию положением о том, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток, Р. Вирхов.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Выберите три признака, характерные для ткани организма человека, обозначенной на рисунке буквой е:
1) содержит миозин;
2) образует головной и спинной мозг;
3) относится к тканям внутренней среды;
4) питание обеспечивастся клетками глии;
5) содержит жидкое межклеточное всщсство;
6) обладаст проводимостью, возбудимостью и сократимостью;
7) взаимодействис между клетками осуществляется с помощью медиаторов
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведенные на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) кряква;
2) голубь сизый;
3) журавль серый;
4) ласточка деревенская.
Нетранскрибируемая цепь ДНК содержит 90 тимидиловых и 70 гуаниловых нуклеотидов. Соответствующая транскрибируемая цепь ДНК содержит 400 нуклеотидов, причем тимидиловых в два раза больше, чем гуаниловых. Сколько адениловых нуклеотидов (%) содержит соответствующая молекула иРНК?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Составьте цепь выедания, используя пять подходящих элементов из предложенных:
1) галка;
2) ястреб;
3) нереис;
4) пшеница;
5) клещ-пухоед;
6) дождевой червь;
7) саранча перелетная.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 52314.
Укажите примеры симпатрического видообразования:
1) появление двух близкородственных видов зайцев по разные стороны Берингова пролива;
2) появление подвидов морошки в результате разделения ареала из-за изменения русла реки;
3) образование в пределах общего ареала подвидов пеночки-веснички, различающихся песнями в брачный период;
4) появление подвидов сосны сибирской кедровой в результате пространственного разделения ареала исходного вида;
5) появление в одном водоеме двух популяций лосося, свободному скрещиванию которых препятствуют разные сроки нереста.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды обозначены буквами; стрелки указывают направление перехода энергии между видами; продуценты являются исключительно автотрофами).
Определите суммарное количество видов, которые являются консументами II порядка в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Для каждого примера видообразования укажите форму изоляции, которая обусловила видообразование:
A) диплоидная и полиплоидная расы груши обыкновенной
Б) подвиды линя с разными сроками и местами нереста,
различающимися температурой воды
B) близкородственные виды дрозофил, различающиеся ритуалом
ухаживания за особями противоположного пола
Г) расы марьянника лугового, образовавшиеся в результате смещения
сроков цветения из-за различного режима увлажнения
1) генетическая
2) этологическая
3) экологическая
4) морфофизиологическая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б4В2Г1.
На схеме строения нейрулы цифрами 1–3 обозначены три зародышевых 3 листка. Укажите, из клеток какого зародышевого листка развивается каждая из приведенных структур организма человека:
A) ребра;
Б) ногти;
B) щитовидная железа;
Г) гладкая мускулатура сосудов.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б1В2ГЗ.
В клетке гидры в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 32 хромосомы. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе мейоза II?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Йод, содержащийся в живых организмах:
1) является макроэлементом;
2) является микроэлементом;
3) участвует в образовании пептидной связи;
4) входит в состав гормонов щитовидной железы;
5) обеспечивает сократимость мышечных волокон.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Установите соответствие:
A) крылья мухи и крылья совы
Б) луковица лилии и корнеплод моркови
B) усики гороха и ловчий аппарат росянки
Г) игловидные листья ели и шипы ежевики
Д) ядовитые железы гадюки и слюнные железы зубра
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2.
Классифицируйте яблонную плодожорку, начиная с самого высокого ранга, расположив по порядку пять подходящих элементов из предложенных:
1) класс Насекомые;
2) род Плодожорка;
3) царство Животные;
4) тип Членистоногие;
5) отряд Чешуекрылые;
6) отряд Жесткокрылые;
7) класс Паукообразные;
8) отдел Открыточелюстные.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 65238.
Выберите три примера иммунного ответа:
1) усиление потоотделения в жаркую погоду
2) транспорт жирных кислот альбуминами крови
3) расщепление белков до аминокислот под воздействием протеазы
4) образование антител после введения противодифтерийной сыворотки
5) устойчивость ребенка к краснухе при вскармливании его молоком матери, привитой от краснухи
6) агглютинация (склеивание) эритроцитов в кровяном русле реципиента при неправильном переливании ему донорской крови
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.